Уникальная методика Гленна Домана :

развивающие занятия для детей - методика Гленна Домана Как каждое революционное открытие, свою методику Гленн Доман разработал для достижения конкретной цели – реабилитации детей с задержками развития. Основываясь на простой истине, что интеллектуальное развитие невозможно без физического, Доман с его командой пришли к выводу, что чем раньше начать обучение и интенсивную физическую подготовку деток, тем выше будут результаты. Эффект от применения этой методики оказался насколько впечатляющим, что успешно начал применяться и для развития и здоровых детей, которые уже в 3-4-летнем возрасте не только умели читать, но и владели несколькими языками, причем делали это с большим удовольствием.

Гленн Доман называл свою систему «мягкой революцией», ведь не каждый родитель может воспринять новизну этого метода и еще более трудная задача – воплотить путем каждодневных занятий основные принципы системы, воспитав из обычного малыша физически развитого гения.

Возраст, рекомендованный для применения метода

Как утверждает Г.Доман процесс формирования и развития мозговой активности наиболее результативен у детишек до 7 лет, то есть в первые годы жизни. Определенные функции мозга, если они востребованы, не только развиваются, но стимулируют области, которые находятся рядом, поэтому начинать обучение лучше с самых первых дней жизни малыша.

Интеллектуальное и физиологическое направления методики практикуются и в нашей стране, в большей мере интеллектуальное, известное как раннее чтение с помощью карточек. Какие-то моменты направления по физическому развитию воплощены в популярной сегодня динамической гимнастике, но они не столь распространены, как интеллектуальные. Активные занятия требуют большого пространства, инвентаря, да и большинство родителей отдают предпочтение развитию умственных способностей.

Описание методики

Методика основывается на мнении ученого, что в каждом новорожденном заложен огромный потенциал и только от родителей зависит, воспитают ли они гения. В своей практике Гленн доказала, что малыши способны воспринимать неимоверное количество информации, при этом демонстрируя чудеса физического развития.

Физиологическое направление системы

Комплекс упражнений, разработанный для занятий с первых дней рождения, призван развивать те задатки, которыми владеет каждый ребенок. Предусмотрено, что дети бегают, ползают, плавают и лазают по лестнице, заметно улучшая свои результаты каждый день. Постепенно ребенок приучается к постоянному движению, совершенствуя и свое интеллектуальное развитие.

Г.Доман разработал подробный комплекс упражнений соответственно возрасту и этапу развития, расписав их по минутам и секундам. Только одновременное физическое и интеллектуальное развитие дает желанные результаты.

Интеллектуальная часть системы

Занятия для развития интеллекта включают упражнения с карточками, на которых нарисованы объекты и подписаны их названия, помогая, таким образом, малышу, который еще не умеет говорить, запоминать изображения и слова и ассоциировать их между собой. Родители, показывая с определенной периодичностью карточки, проговаривают вслух названия объекта. Поскольку многие дети не умели самостоятельно ходить, их одновременно с демонстрацией карточек учили ползать, двигаться. Как результат, большинство маленьких пациентов не только смогли передвигаться, но и получить полноценное образование. Некоторые элементы этого метода практикуются и в наших детских садах, центрах детского развития, где с помощью карточек малышей обучают письму и чтению.

Как подметил Гленн Доман чтение и математика лучше всего влияют на развитие интеллекта.

Как выглядят карточки для занятий

Поскольку каждое занятие имеет цель помочь ребенку воспринять как можно большее количество точно изложенных фактов информации, все они разделены по разным разделам и категориям знаний, битам. Используя такую единицу информации, как Бит, которая представляет собой карточку 28х28 см с высотой шрифта не меньше 2,5 см красного цвета, необходимо систематизировать эти карточки по категориям. То есть бит - это четкое и точное изображение с подписью внизу красным шрифтом. Биты, объединенные в категории по 10 или больше битов, представляют разные разделы. Например, раздел «Биология, животные» представлен категорией «Домашние животные», бит «фото домашних животных».

Изготовление карточек для занятий

Заготовить необходимое количество карточек непросто, ведь нужно затратить много времени и сил. Например, для обработки всего лишь 10 категорий по 10-20 битов нужно более 100 карточек. При изготовлении карточек размером 28х28 из белого картона для битов информации используют вырезки из журналов, книг, энциклопедий и других изданий.

Организация занятий

Лучше всего проводить занятия в утреннее время, когда ребенок отдохнул и в хорошем настроении. Начинать рекомендуется с кратких уроков с перерывами, обеспечив тишину и отсутствие отвлекающих факторов. Показывая карточку на расстоянии не ближе 45 см от лица ребенка, называйте четко слово, демонстрируя карточку за карточкой. Нет необходимости разъяснять значение слов, ведь вы сообщаете факт, а не свое мнение. Обработав 10-15 карточек за занятие, тратьте на одну карточку около секунды, начинать стоит с 5 карточек, добавляя новые и отставляя старые. Иногда нужно возвращаться к старым карточкам. Рекомендуется показывать один бит по 30 раз не менее 10 дней, за это время ребенок усваивает 1 карточку-бит.

Важно правильно произносить слова и выполнять надпись под изображением, независимо от того, на каком языке проводятся занятия. Можно обучать ребенка на иностранном языке, но не практикуйте несколько языков сразу. Предупредив ребенка, что карточки на иностранном языке, начинайте занятия. Немаловажна приятная атмосфера при занятиях: улыбайтесь, хвалите малыша и не ругайте за ошибки. Регулярность – главный залог успеха.

Обучение чтению

Показывая много раз карточку с одним словом, малыш запоминает его звучание и написание. Он воспринимает слово целиком, не нужно заставлять его разделять слова на буквы и слоги. Позже при увеличении количества слов, ребенку показывают словосочетания и предложения.

По этому же методу происходит и чтение книги, которую начитывают ребенку несколько дней не менее 2-3 раза в день, позже он захочет ее прочитать самостоятельно.

Математические знания

Изготовление математических карточек происходит по следующему принципу: на битах изображено конкретное количество точек (кружки диаметром 2 см), но не цифры. Показывая карточку, называем цифру, знакомя со всеми цифрами. Так же производятся и все арифметические действия, показывая разные карточки, вслух произносим математическое действие «-» или «+», а ребенок сам учится визуально определять количество точек, без подсчета их, даже когда речь идет о многозначных цифрах. Таким образом, можно научить ребенка решать в уме сложные задачи. Уже после первых 20 цифр можно начинать показывать примеры, а через несколько месяцев ребенок научиться их решать.

Результативность метода

Казалось бы, зачем тратить такие огромные усилия на занятия? Г.Доман доказал, что развивая интеллект ребенка, мы даем ему огромный потенциал для дальнейшей взрослой жизни, особенно если одновременно уделять время и его физическому развитию. Но самое главное, что этот метод позволяет осваивать ребенку большие объемы информации легким и доступным способом в приятной атмосфере.



Копирование и использование статьи только с разрешение Досугового центра "Хоровод"